Домой Россия В поисках земли обетованной

В поисках земли обетованной

41


О романе Светланы Замлеловой «Исход» …

В поисках земли обетованной

Среди книг, прочитанных мной в
2018 г., оказался и новый роман Светланы Замлеловой «Исход» (Светлана
ЗАМЛЕЛОВА. «Исход». Роман. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. — 392 с.) Увидев
название, я, конечно, вспомнила о Библии. Но аннотация обещала рассказ о
временах русской революции 1917 г. Как же так? Что общего может быть у русской
революции с Библией? Ответ пришел вскоре.

В библейской книге «Исход» евреи,
претерпевая всяческие испытания, падение и обновление, бегут из Египта в
поисках земли обетованной. На горе Синай евреи получают от Бога закон и заключают
завет. Все это и есть исход, в самом буквальном понимании. Но образно в Библии
показано бегство от лишений и обид в поисках счастья и лучшей доли, которая
становится доступной лишь ри обретении высшего смысла существования. Жизнь
каждого из людей — это и есть исход, потому что каждый человек всю жизнь
стремится найти смысл и убежать от страданий в «землю обетованную». И не только
каждый человек — то же самое происходит с народами и родом человеческим вообще.
В таком понимании и революция — исход. Но автор не изображает революцию
буквально. С. Замлелова прибегает к символическому, иносказательному
изображению.

С некоторых пор стало модным
утверждать, что Октябрьская революция разрушила Россию, что большевики —
немецкие шпионы, что давно пора вернуться к истокам и прочее в том же роде. С.
Замлелова в романе «Исход» утверждает при помощи иносказания обратное. Прежде
всего, история поступательна и обновление неизбежно, на свете не бывает
застывших форм, все и всегда меняется. Но если не слышать поступи нового и не
встретить его вовремя, оно может вломиться в ваш дом и тогда встреча не
обязательной окажется теплой. Нельзя повернуть историю вспять и вернуться в
прошлое, как нельзя войти в одну реку дважды. Вспомним опять же Библию — жена
Лота, обернувшаяся на Содом, превратилась в соляной столб. Библия говорит не
только о том, что нельзя сожалеть о грехах — тот, кто раскаялся, не станет о
них жалеть. Книга Бытия утверждает, что попытка вернуться в прошлое не может
увенчаться успехом, тот, кто предпримет такую попытку обречен на застывшее
прозябание; человек, смотрящий назад, не живет настоящим и не видит будущего. Ни
к каким истокам вернуться нельзя, как вообще нельзя перенести что-то в
настоящее. Да и что считать истоками — в этом вопросе могут столкнуться
диаметральные толкования. Когда-то на месте Москвы были болота и непроходимые
леса, где предки поклонялись идолам. «…Здесь
на болотах горели когда-то тусклым тоскливым светом болотные огни. Только
редкие елки и елохи торчали по кулижкам, да поднимались тут и там деревянные
идолы, мрачно уставившиеся перед собой в ожидании жертвы. Тоненько запищит
кулик, заворчит скрипучим голосом цапля, прочавкает лягушка — и снова тишина
вокруг. А на закате, когда туман поднимется на кулижках, вспыхнет один огонь,
за ним другой, третий… — оживает болото. Но никому не дано видеть, что за жизнь
протекает за белым туманным пологом. Шепот ли, смех ли, стоны, плеск ли воды —
туман сохранит любую тайну, и никто никогда не узнает, отчего вдруг вспорхнула
испуганная цапля, черным силуэтом отпечатавшись на заалевшемся небе»
. Все это
— кулижки, болото, идолов — тоже кто-то назовет «истоками», а значит, неизбежны
споры, противостояние и обиды.

В романе проводится мысль, что
революция — это бунт обиженных. Только от обид и унижений рождается всеистребляющая
ненависть. И неспроста один из героев — старый чудак Искрицкий — любит повторять
другую библейскую истину, взятую из книги пророка Иезекииля: «униженное
возвысится, и высокое унизится». Так и случилось в России: это не большевики,
подкупленные немцами, устроили бунт — бунт поднял народ, долгое время унижаемый
сильными, теми, кто обладает властью, народ забитый и темный, но от того не
менее других стремящийся к «земле обетованной». И неспроста в русском фольклоре
так много встречается обетованных стран.

Вот и главная героиня романа, испытавшая
множество обид от самых разных людей, начиная родителями и заканчивая государственными
чиновниками, внутренне готова к бунту. Наверное, поэтому она испытывает ей
самой пока непонятную радость при виде на улицах Петрограда красных флагов: «И тут в глаза ей бросилась одна странная
фигура — это был бородатый ражий мужик с шалыми, как показалось ей, глазами, на
голову выше окружавших его участников шествия. Мужик этот почти поравнялся с
Ольгой. Нес он над головами огромный флаг, застилавший полнеба и похожий на
чей-то дразнящий язык. И было в этом что-то дерзкое, неизбежное и невозвратное…
Ольге стало страшно и весело: новое наступало, дразнило красным языком и
заглядывало в глаза. Позади оставались Литовский замок, монастырь на Кулижках,
ропаки и торосы. Впереди — алый шелк застилал небо…»

С. Замлелова избрала главной
героиней романа молодую женщину начала XX в., оттого неизбежным стало вторжение в повествование «женской
темы» — изображение жизни женщины того времени. Так возникает в тексте множество
интересных подробностей и сюжетных поворотов, продиктованных внутренней логикой.
И совершенно неожиданной стала часть романа, посвященная полярной экспедиции, в
которую отправилась главная героиня — Ольга Ламчари. В предисловии к роману
автор предупреждает, что «в основу
повествования легли настоящие события, а прототипами многих персонажей стали
реальные люди. В то же время события, так, как они описаны в романе, никогда не
происходили на самом деле. И все-таки эта история вполне могла бы случиться в
действительной жизни…»
Это загадочное предисловие становится понятным по мере
углубления в чтение: помимо вымышленных, в романе появляются персонажи, имеющие
реальных прототипов. Так, остроумно обыгрывается история игуменьи Митрофании
(Розен), вводится в повествование тема полярных исследований начала XX в., в какой-то момент узнается
даже исторический прототип главной героини — Ерминия Жданко, легендарная
женщина, принимавшая участие в полярной экспедиции Георгия Брусилова.

Не знаю, всех ли исторических лиц
я узнала. Возможно, кто-то узнает больше.

Финал автор оставляет открытым:
пока непонятно, нашла или нет героиня свою «землю обетованную», обрела высший
смысл существования, что ждет ее в наступающем дне и каким будет неотвратимо
приближающееся Новое. Возможно, автор намеревается писать продолжение, что было
бы весьма интересно — судьба главной героини могла бы преподнести читателю немало
сюрпризов.

Героиня предстает в начале романа
эдакой «тургеневской барышней» — нежной, любознательной и мечтательной, ищущей
любви и самоотвержения. Но жизнь заставляет ее измениться. Она вовсе не превращается
в циничную, наглую особу. На глазах читателя характер Ольги Ламчари проходит
закалку, и «тургеневская барышня» приобретает совершенно новые для себя черты —
настойчивость, целеустремленность, трезвый взгляд на окружающую действительность.
Только с таким характером можно участвовать в преобразовании мира. И автор
оставляет свою изменившуюся героиню на пороге преобразований.

Судьба Ольги Ламчари олицетворяет
судьбу всего народа, тоже прошедшего лишения, пережившего обиды, ищущего свою «землю
обетованную». С. Замлелова использует в романе разные стилистические приемы.
Среди прочего — это изображение большого через малое, общего через частное. «Исход»
— это роман-притча, написанный хорошим и ярким русским языком, стилизованный с
учетом описываемой реальности. Созданные образы — живые люди со своими особенностями
и характерами, обладающие каждый своей уникальной речевой манерой. Все события
в романе подчинены внутренней логике, ничем не нарушаемой и объясняющей
поступки героев. При этом сюжет получился оригинальный, а сюжетные повороты каждый
раз удивляют непредсказуемостью. Хочется надеяться, что начатое «Исходом»
повествование будет продолжено и получит свое развитие.

Марина
Замотина
, писатель, член
правления Московской городской организации Союза писателей России

Источник: https://tsargrad.tv